- Главная
- Гражданские дела
- Споры с госорганами
Споры с гос. органами
Прежде чем обратиться к теме споров с госорганами, нужно определиться с тем, что в данном разделе понимается под "госорганами"?
В представлении большинства граждан и организаций "госорганы" это – непосредственно органы исполнительной власти: полиция, Правительство Москвы, администрация города, Управы, региональные органы власти, прокуратура, налоговая и т.п.
Но многие ассоциируют с госорганами также такие учреждения как: Пенсионный фонд РФ, образовательные учреждения, саморегулируемые организации, иные структуры – это не верно.
Хоть многие из них и имеют единственного учредителя в виде государства или их деятельность полностью находится под управлением/контролем государства, к органам государственной власти они отношения не имеют, значит - о них мы в данном разделе моего сайта говорить не будем.
Что такое споры с госорганами?
Если исходить из принципов государственного управления и общих начал нашего законодательства – госорганы созданы для нас (граждан и организаций), а не мы для них, они работают на нас…
ВЫВОД: если они делают что-то не по закону или не делают то, что делать обязаны - их можно призвать к ответу, в т.ч. через суд.
В соответствии с законами, регулирующими их деятельность, на каждого из них возложены выполнение определенных задач и функций.
Например: на Администрацию любого района в Московской области возложена функция рассмотрения обращений граждан/организаций на предмет выделения земельных участков в подведомственном районе Подмосковья, вынесения по данным обращениям решений на специально создаваемой комиссии, и в случае выделения участка – издание соответствующего Акта органа власти и выдача его заинтересованному лицу.
Если они отказываются принимать Заявление о предоставлении участка, создают какие-то бюрократические препятствия в рассмотрении заявления, дают необоснованный отказ в предоставлении участка - их действия/бездействие можно обжаловать в суд.
Таким образом, обращаясь в госорганы, Вы просите или требуете от них выполнения тех или иных возложенных на их функций, реализуя предоставленные Вам законом права:
- о предоставлении квартиры,
- о включении в очередь,
- о предоставлении льготного жилья,
- о проведении проверки по факту незаконных действий кого-то,
- об уменьшении налога,
- о регистрации сделки,
- о предоставлении земельного участка,
- о заключении с Вами договора на помещение,
- по иным вопросам (перечень данных вопросов крайне широк, поэтому главное уяснить суть – они обязаны, и если они не исполняют свои обязанности, то их действия/бездействие можно обжаловать в суд и/или в вышестоящий орган).
Как можно отстоять свои права и законные интересы спросите Вы, какие действия надо предпринять и что для этого нужно?
Ответ прост: для правильного подхода к данному вопросу нужно установить последовательность Ваших действий и внести ясность что из чего вытекает.
Первое, с чего в большинстве случаев начинается спорная ситуация, это когда госорган отказывает Вам в удовлетворении Вашего Обращения, Жалобы, Заявления по различным основаниям… и делает это письменно (это крайне важный момент, т.к.
в случае отсутствия у Вас письменного отказа и/или отсутствия подтверждения того, что Вы письменно обращались в госорган с какими-либо требованиям и в установленный срок Ваше требование не рассмотрено: защита Ваших прав без письменного подтверждения факта обращения становится крайне проблематичной, и зачастую – невозможной).
В связи с чем – Ваша прямая обязанность обеспечить себя письменным подтверждением обращения в госорган, только после этого Вы получаете (в большинстве случаев) право на полноценную защиту Ваших прав и законных интересов (в т.ч. в суде).
Бывает и обратная ситуация, когда госорган обращается к Вам с незаконными требованиями, с которыми Вы не согласны, здесь также важно иметь на руках их письменное требование – нет письменного требования: защита практически невозможна (хотя бывают исключения).
И так, на руках у Вас письменный отказ и/или иной документ от госоргана, с которым Вы не согласны. Что дальше?
Борьба.
Или жалоба в вышестоящую инстанцию о незаконности принятого в отношении Вас решения или Заявление в суд об обжаловании незаконного решения.
Иных способов борьбы - не существует (митинги, пикеты и т.д. мы не берем в расчет, т.к. это прямо не относится к адвокатской деятельности).
Какие у Вас есть возможности для борьбы?
Как было написано выше, можно обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию.
Пример: территориальный отдел Департамента городского имущества города Москвы (далее – ДГИ г. Москвы) отказал Вам в постановке на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Вы можете смело писать жалобу непосредственно в вышестоящую организацию - ДГИ г. Москвы, жалуясь на территориальный отдел. Тоже самое с налоговой инспекцией – она Вам отказывает, пишите жалобу в Управление ФНС по региону, также же со всеми остальными госорганами…
Но здесь ВАЖНО составить жалобу/претензию мотивированно, грамотно и понятно для вышестоящего чиновника или органа, который будет ее рассматривать.
В жалобе/претензии, по возможности, должно быть четко указано: какие именно положения и каких законов нарушил нижестоящий чиновник (или орган местного самоуправления и т.д.), как можно устранить допущенные им нарушения, и что непосредственно Вы хотите.
Если Вам нужна в данном вопросе юридическая помощь – обращайтесь, только не забудьте уже на первую встречу принести ВСЕ имеющиеся у Вас документы/обращения и иные бумаги относящиеся к Вашему вопросу (можно копии).
Для составления мотивированной жалобы/претензии одних устных речей может оказаться недостаточно, желательно знать предисторию вопроса и видеть документы.
В соответствии с действующим законодательством, а именно: Гражданско-процессуальным Кодексом РФ (ГПК РФ), Арбитражно-процессуальным Кодексом РФ (АПК РФ) и Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ), соблюдать досудебный порядок (т.е. обращаться в вышестоящую организацию) в большинстве случаем – обязательно!, хотя по некоторым категориям споров можно и сразу идти в суд...
Если жалобу подали и она не помогает, последний способ защиты - суд.
Важно понимать: процессуальное законодательство РФ (простым языком – судебное) у нас крайне обширно, есть несколько кодексов (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и т.д., см. выше) по которым и в соответствии с которыми в зависимости от Вашей конкретной ситуации будет рассматриваться Ваше заявление и/или иск к госоргану, это влияет также на то, какой суд будет рассматривать Ваше дело: Арбитражный суд, суд общей юрисдикции или иной…
Чтобы понять в какой суд и по каким основаниям Вам нужно обращаться, Вам необходимо либо получить юридическое образование, либо действуя “наугад” пройти “свой путь”…
“Свой путь” в моем представлении - это долго и неэффективно. Поэтому данную деятельность можно охарактеризовать как деятельность на свой страх и риск.
Если вопрос принципиальный, я все же не рекомендую Вам испытывать судьбу и возможно допускать ошибки (исправление некоторых из них может оказаться в последующем невозможным), ведь Вы можете потерять время и свое право на защиту. Так что, прежде чем действовать самостоятельно лучше все обдумайте и примите для себя не только решение как действовать, но и ответственность за возможный негативный результат.
Но продолжим…
Решение госоргана можно обжаловать только соблюдая четкую последовательность действий:
- обращение (заявление),
- получение письменно ответа на обращение (заявление),
- обращение с жалобой/заявлением в суд или вышестоящий орган в срок, установленный законодательством: пропустили срок – лишились защиты (общее правило).
Так какие сроки на обжалование действий госорганов?
В соответствии с ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ: 3-ри месяца (хотя бывают исключения и их немало – как в сторону увеличения сроков, так в сторону уменьшения в зависимости от ситуации и сути спора, в некоторых решениях госорганов прописывается срок, в течении которого данное решение может быть обжаловано).
Сразу возникает вопрос - с какого момента считать данные 3-ри месяца?
Ответ: с момента издания/вынесения решения госоргана (или даты письменного ответа на Ваше обращение/жалобу/заявление),
но если Вы не знали о состоявшемся решении в дату его издания/вынесения, а узнали о нем только получив письмо по почте, как быть?
Ответ: сроки на обращение в суд или с жалобой в вышестоящую инстанцию можно пытаться восстановить, указывая что получили письмо и/или письменное требование только такого-то числа, в связи с чем просите исчислять срок на обжалование с даты получения Вами данного документа…
Совет: как только узнали, что ваши права нарушены, действуйте тут же – промедление: путь к пропуску сроков и потере права на защиту.
Пропустите срок и/или не восстановите срок – защиты не будет, суд даже не возьмется рассматривать Ваше дело.
Что нужно чтобы обратиться в суд на госорган?
Нужно для начала знать о том, что Вам отказали в Вашем обращении или иметь на руках то, с чем к Вам пришли из госоргана – Предписание, Требование или иной документ... с чем Вы не согласны (подробно описано выше).
Далее. Смотрим сроки для обжалования, если срок не пропущен - пишем Заявление или в вышестоящую организацию и ждем ответа, или сразу идем в суд.
Если ответ на жалобу в вышестоящую организацию Вас не устроил – идем в суд.
Суд примет Ваше Заявление если оно:
- поступило в надлежащий суд,
- мотивированно,
- грамотно составлено,
- соблюдены сроки на обращение в суд,
- к Заявлению приложены все требуемые для обжалования документы.
Если Вы все это сможете сделать сами и отстоять свою позицию в суде – вперед, если нет - обращайтесь к адвокату, третьего не дано.
Если Вы не идете в суд и не жалуетесь, тогда совет Вам такой: успокойтесь и согласитесь с самими собой - своим бездействием Вы чиновника простили, а его незаконные требования и/или действия Вы обязаны выполнить. Другого не дано. Или боритесь и обжалуйте, или принимаете и исполняете. Выбор за Вами.
Если Вам требуется помощь адвоката Вы можете задать ему свой вопрос через форму обратной связи или
непосредственно позвонив адвокату: +7(495)772-13-32.
Предварительная запись - обязательна.
Статьи и практика по теме:
2021-03-22 13:54:00
2020-07-10 05:33:00
2019-04-06 02:20:00